Фото по теме:
Информация
Главная Информация Выбор лодки Двигатель внутреннего сгорания для надувной лодки: стереотипы и факты
Назад

Двигатель внутреннего сгорания для надувной лодки: стереотипы и факты

Речь о подвесных лодочных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с гребным винтом, или попросту – о бензиновых лодочных моторах. С ними связано множество стереотипов. Мы учли информацию производителей подвесных лодочных моторов, реальные оценки экспертов и пользователей, собственный опыт тестирования моторов различных типов и марок. «Просеяли» и мнения, преобладающие в интернете и прессе. Результат – информация, которая поможет более объективно выбрать мотор для надувной лодки. Ради объективности, не отдаем предпочтения какому-то типу или марке мотора, не упоминаем названий. Предлагаем только реально значимые факты – от основ до нюансов.

Бензиновые лодочные моторы, как и любые ДВС, бывают двухтактные и четырехтактные. Кстати, иногда в объявлениях о продаже фигурируют трехтактные моторы. Понимайте так: продавец ошибочно называет трехтактным трехцилиндровый мотор. Трехтактников не существует. Хотя такие разработки велись и ведутся, и авторы проектов находят какие-то основания называть их именно трехтактными двигателями.

Как известно, такт – часть рабочего цикла, выполняемая за один ход поршня от одной мертвой точки до другой (от верхней до нижней, либо обратно). Рабочий цикл – процесс в цилиндре, от впуска топлива до выпуска отработанных газов. Существующим ДВС для этого нужно либо два хода поршня, либо четыре.

Если знаете принципиальные отличия работы двух- и четырехтактников, следующие 2 абзаца можно пропустить. Просто помните: отсюда – достоинства и недостатки каждого типа мотора.

Рабочий цикл четырехтактника: 1) впуск топливно-воздушной смеси (поршень идет вниз); 2) сжатие (поршень идет вверх) и зажигание; 3) сгорание-расширение (рабочий ход, вниз); 4) выхлоп (поршень, поднимаясь после рабочего хода, вытесняет отработанные газы). В рабочем цикле двухтактного мотора первый такт – сжатие топливной смеси поднимающимся поршнем и одновременная закачка в полость под ним порции смеси для следующего цикла. Второй такт – на рабочем ходу поршня (вниз) топливная смесь вытесняется из нижней полости цилиндра вверх через кривошипную камеру, одновременно вытесняя отработанные газы (стадия «продувки»).

2-тактные моторы заправляются бензиново-масляной смесью. За счет этого происходит смазка трущихся деталей цилиндра. 4-тактники заправляются бензином, а масло для смазки заливается отдельно, в картер (который 2-тактникам не нужен). Также у 2-тактников упрощено газораспределение; они не нуждаются в отдельном газораспределительном механизме. А 4-тактные моторы нуждаются. Вообще, конструкция 4-тактника сложнее, чем классического 2-тактника. Причем классическому 4-тактнику для выдачи одинаковой с 2-тактником мощности нужен больший объем цилиндра. В итоге – больший вес классического 4-тактника относительно классического 2-тактника.

Теперь – информация к размышлению о стереотипных достоинствах и недостатках 2- и 4-тактников.

2-тактники меньше ломаются (ведь конструкция проще). Вообще-то, вероятность поломок равна у моторов обоих типов. А реальный плюс относительной простоты конструкции – 2-тактные моторы проще обслуживать.

2-тактники проще перевозить. Стереотипное преимущество, обычно упоминаемое в числе первых. Хотя практически далеко не самое значимое. Объективно: и «классические» двухтактные моторы, и четырехтактные безопаснее всего перевозить вертикально винтом вниз. И те, и другие можно перевозить «лежа». Но 4-тактные моторы – только на указанной производителем стороне (обычно – на румпеле), чтобы масло из картера не затекало в головки цилиндров. Для некоторых 4-тактников производители разрешают и «лежачую» перевозку на тыльной стороне «головы» винтом вниз. Но на практике это тоже чревато затеканием масла, поэтому лучше поинтересоваться опытом пользователей конкретной модели мотора. В любом случае, при «лежачей» перевозке моторов обоих типов редуктор («нога») должен быть ниже «головы» мотора. К тому же, для 2-тактников более совершенных конструкций – например, с автосмешиванием топливной смеси (см. далее) – «лежачая» перевозка также ограничена.

2-тактники эффективнее. Смотря, что сравнивать. Обычно подразумевается литровая мощность – эффективная мощность, получаемая с 1дм3 (1л) объема цилиндров. Либо – удельная мощность («доля» мощности мотора, которая приходится на 1кг его массы или – если совсем корректно – общей массы транспортного средства, с учетом загрузки). Первая у классического 2-тактника, естественно, больше сравнительно с классическим 4-тактником равной номинальной мощности (из-за разницы объема цилиндров). Вторая – больше, поскольку обычный 2-тактный мотор легче обычного 4-тактника (из-за вышеуказанных различий конструкции). Типичная разница в весе – около 4% для моторов малой мощности и около 40% для более мощных (20-30л.с.), хотя это сильно зависит от марки мотора. Из-за таких преимуществ 2-тактники обычно быстрее разгоняются до определенной скорости – на несколько секунд.

Заметьте: мы сравнивали «классические» моторы. Но ряд производителей предлагает 4-тактные моторы, по объему цилиндров и массе почти равные классическим 2-тактникам такой же номинальной мощности. С другой стороны, есть 2-тактные моторы с системой автоматического смешивания топливной смеси либо с системой прямого впрыска. В первом случае масло заливается в специальную емкость и смешивается с бензином непосредственно перед впуском в цилиндр. Во втором – подача масла и бензина вообще разделены. Бензин впрыскивается непосредственно в цилиндр, а масло идет из отдельной емкости, но «старым» путем (как в классическом 2-тактнике). 2-тактные моторы с автосмешиванием обычно имеют в маркировке модели букву «О». Системы прямого впрыска отличаются, и владеющие технологиями производители лодочных моторов называют их по-разному. В любом случае, такие 2-тактные моторы конструктивно сложнее и тяжелее обычных, причем системы прямого впрыска утяжеляют мотор больше. Такие усовершенствованные 2-тактники догоняют обычные 4-тактные моторы весом, иногда – и объемом цилиндра.

Вообще, оценивая эффективность, нужно учитывать и топливную экономичность.

4-тактники потребляют меньше топлива. Действительно, 4-тактный мотор, сравнительно с классическим 2-тактником, экономнее минимум на 10%. А обычно – на 28-35% (а то и на 50%). Правда, некоторые считают сопоставление некорректным. Ведь 4-тактник потребляет чисто бензин, а 2-тактник – бензиново-масляную смесь. Но, во-первых, доля масла 2-4% от объема бензина. Во-вторых, марки масла, разрешенные производителями 2-тактников, весьма дороги.

Кстати, о смеси. Некоторые производители 2-тактников рекомендуют пропорцию масла к бензину 1:100. Но это – для стран, где действуют строгие нормы экологической безопасности (см. далее). Уменьшенная пропорция масла уменьшает токсичность выхлопов. Но требует и гораздо более частого техобслуживания мотора. При этом для других стран (в частности – для Украины, России) те же производители рекомендуют обычную пропорцию 1:50 (или 1:25 для обкатки).

Неэкономность 2-тактника обусловлена самой схемой работы: поскольку подача смеси и выпуск отработанных газов одновременны, с выхлопом уходит и часть свежей порции смеси.

Однако есть прогресс. Например, 2-тактные моторы с прямым впрыском бензина значительно экономнее обычных. Некоторые модели уступают классическим 4-тактникам чуть более 4%. Совершенствование продолжается.

Но вообще, учитывая топливную экономичность и прочие показатели, КПД четырехтактного мотора сейчас выше, чем 2-тактника даже наиболее совершенной конструкции (это снова к вопросу об эффективности).

А меньший расход топлива, кроме экономии, дает дополнительное удобство. Лодку с 4-тактником можно загружать меньшим запасом топлива, чем для классического 2-тактника той же мощности. Либо – можно дольше находиться в автономном плавании, не причаливая для заправки.

4-тактники работают тише и чище. Вообще-то, на максимальных оборотах 4-тактные моторы тише лишь на пару децибелов. Но в других режимах они действительно заметно тише 2-тактников. Притом частота шума 4-тактников – в более щадящем для уха диапазоне.

Что касается чистоты – выхлопы 4-тактников действительно намного чище, чем у обычных 2-тактников. Например, в Евросоюзе с 2007г. 2-тактные моторы запрещены к продаже, а использование проданных до запрета сильно ограничивается – например, они запрещены на многих водоемах (полностью либо в определенные периоды). То же – в США, ряде латиноамериканских и других стран. Но! Запрет касается лодочных моторов, в выхлопах которых содержание загрязняющих веществ превышает нормы соответствующих экологических стандартов, гармонизированных (согласованных) между собой и являющихся международными. Например, соответствующие нормы Директивы Евросоюза «Прогулочные суда» (директива 94/25/ЕС), или стандарта Агентства по охране окружающей среды США (ЕРА). Этим нормам соответствуют практически все 4-тактные лодочные моторы. Но также и большинство моделей 2-тактников с прямым впрыском.

Другое дело, что «впрысковые» 2-тактники в начале 2000-х стартовали с мощности 40л.с., неприемлемой для безопасного использования прогулочных надувных лодок. Затем появились и на 20л.с., но они: 1) все еще довольно редки; 2) значительно дороже обычных 2-тактников (и многих 4-тактников). Применение систем прямого впрыска на 2-тактниках меньшей мощности затрудняется чисто техническими причинами и неизбежным удорожанием мотора. Но разработки продолжаются.

Тишина и чистота работы мотора значимы не только из соображений защиты матери-природы. Даже с более прагматической точки зрения: чем тише и чище работает мотор, тем больше удовольствия от использования моторной надувной лодки. И шансы на успешную рыбалку выше, и обычная прогулка приятнее.

2-тактники значительно дешевле 4-тактников равной мощности. Верно для большинства обычных 2-тактников (проще конструкция – меньше материалов, энергии, трудозатрат). Впрочем, цена очень зависит от марки мотора. Иные «классические» 2-тактники знатных брендов  дороже равных по мощности 4-тактников других марок. А 2-тактные моторы более совершенных конструкций ценой как минимум равны классическим 4-тактникам.

Моторесурс 4-тактника больше. Причем, зависимо от марки, больше в 1,4-5 раз. Учитывая это, сравнительно высокая цена представляется уже не столь высокой. Но! Используется ли это преимущество – сильно зависит от условий эксплуатации мотора, правильности обслуживания. Немало примеров, когда при правильной эксплуатации и надлежащем уходе обычные 2-тактные моторы служат много лет. И наоборот – 4-тактные моторы безрассудное использование «убивало» за пару сезонов.

Кстати, популярная рекомендация по «увеличению» моторесурса – использовать мотор не на полную мощность. Это логично. Но есть обратная сторона: частое использование мотора на мощности, близкой к минимальной, ускоряет износ мотора. Прежде всего это касается 2-тактников, но заметно и у некоторых 4-тактников сравнительно малой мощности. Опыт показывает: оптимально – использовать 70-80% мощности. Так моторесурс «растягивается» примерно вдвое.

Наконец, 2-тактные моторы плохи для троллинга. Мнение имеет веское основание, важное, даже если вы не фанат троллинговой рыбалки. На малых оборотах (для малой скорости, нужной для троллинга) свечи забрызгиваются маслом, мотор не может работать. Но это, скорее, пример неправильной эксплуатации мотора, а не «вина» 2-тактника. Знатоки рекомендуют использовать малые обороты не дольше 45-90 минут (зависимо от состояния мотора, качества бензина и масла). Затем – дать мотору поработать на другой передаче, погазовать (чтобы «прокалить» свечи). А что касается троллинга – для такой рыбалки лучше электрические моторы.

Выбирая мотор для вашей надувной лодки, кроме изложенных фактов про бензиновые лодочные моторы, учтите и другие нюансы, важные при выборе мотора любого типа.

Фото по теме

Похожие статьи

Что вы знаете о лодках RIB BARK?
RIB расшифровывается как rigid inflatable boat, что означает жёсткая нaдувная лодкa. Эти практически непотопляемые моторные лодки с жестким днищем и надувными бортами – представители перспективного направления развития судоходства в мире....
Советы при выборе надувной лодки для рыбалки
При нынешней широте ассортимента лодок несложно ошибиться в принятии оптимального решения. Неправильный же выбор может принести с собой разочарование. В данной статье мы попробуем предоставить достаточно информации, необходимой для подбора модели...
Устройство лодочных моторов
Лодочные моторы – это двигатели, которые преобразуют электрическую энергию (или внутреннего сгорания) в повороты гребного винта. В зависимости от направления его движения надувные лодки движутся в ту или иную сторону. Чтобы сэкономить...
Назад