Ћодки

Информация

Назад

Надувные лодки: базовые критерии выбора

Типов надувных лодок – по конструкции, назначению – великое множество. В любом случае, выбирая надувную лодку, стоит учитывать следующие базовые характеристики
 


Движущая сила

 

Есть гребные надувные лодки, моторные надувные лодки и парусные. Последние, скорее, экзотика. Впрочем, при желании почти любая надувная лодка тюнингуется под парус. С лодками BARK такое проделывали успешно.

С гребными надувными лодками просто. Единственные нюансы – тип и качество весел и уключин. Традиционные весла (лопасть на цевье) неудобны для очень компактной одноместной лодки. Поэтому, например, надувная лодка BARK  B-190 комплектуется веслами-гребками – тут они удобнее. Подробнее о качестве весел, уключин наших лодок – здесь.

Моторные надувные лодки обязательно имеют транец, навесной или стационарный. Строго говоря, надувные лодки с навесным транцем (для маломощных двигателей) традиционно классифицируются как гребные лодки. Поскольку навесной транец расценивается как дополнительная опция гребной надувной лодки. Хотите использовать сравнительно мощные моторы – выбирайте моторные надувные лодки только со стационарным транцем. (Кстати – про выбор мотора).

Важно: стационарный транец должен быть именно стационарным (неразъемным с лодкой). Существуют надувные лодки со съемными транцами, сделанными в форме стационарных. Фиксируются они по-разному, обычно вставляются в закрепленые на лодке профили-транцедержатели. Но это – съемный транец. Надувная лодка выдержит только маломощный мотор.

Транцы бывают из фанеры, пластика, алюминиевых сплавов (дюралюминов). По опыту пользователей, применяемые в нынешних надувных лодках пластиковые транцы недостаточно прочны, дюралюминовые – легко гнутся. Поэтому оптимальной остается надувная лодка с транцем из правильной фанеры – водостойкой (никак не влагостойкой!). Водостойкая фанера склеена водонерастворимой бакелитовой смолой. Влагостойкая – водорастворимыми клеями. Выбирая надувную лодку, уточните, какая использована фанера.

 

Тип днища


«Классические» надувные лодки имеют либо плоское днище, либо килеватое (килевое, V-образное). Килеватое – зачастую лишь у моторных лодок. Плоскодонные надувные лодки нередко предпочитают, если предполагается хождение на мелководье, поскольку традиционно считается: осадка плоскодонок меньше. Справедливо лишь для жесткокорпусных лодок. А осадка равных размерами, весом плоскодонных и килевых надувных лодок мало отличается. Вообще надувные лодки имеют гораздо меньшую осадку, чем жесткокорпусные.

И плоские, и килеватые днища могут быть сделаны из одного слоя лодочной ткани (килеватость в этом случае обеспечивает надувной киль, закрепленный изнутри вдоль днища). Плотность ткани стартует от 1000г/м2, но оптимально – 1100г/м2. Причем килевые днища обязательно должны иметь защитный профиль-молдинг вдоль киля. И очень желательны дополнительные защитные молдинги вдоль швов днища с бортами (защита днища от лишнего трения при вытаскивании лодки на берег, перевозке на прицепе). Такие надувные лодки редки. Но моторные надувные лодки BARK оснащены такими молдингами.

Другой вариант – надувные днища. С 1920-х известны надувные днища низкого давления. К 1980-м появился материал, позволивший делать надувные днища высокого давления, широко известные как airdeck (эйр-дэк). Два слоя лодочной ткани соединяются нитями-тягами (поэтому конструкция выдерживает повышенное давление); «бутерброд» герметизируется по периметру. Длина нитей определяет толщину накачанного днища. Такое днище обеспечивает жесткость, потому лодка не нуждается в настиле, становится легче. Еще – хорошая теплоизоляция (на холодной воде ногам в лодке теплее). Это – рекламируемые плюсы.

Теперь – минусы. Нити-тяги со временем рвутся. К тому же, находясь под высоким давлением, материал чувствительнее к истиранию, легче поддается проколу. По опыту пользователей, функциональности такого надувного днища при активной эксплуатации хватает на пару сезонов. Восстановлению оно не подлежит. Притом надувные лодки airdack дороже лодок с традиционным днищем (спецматериал довольно дорог).

При этом нужно учитывать: есть немало лодок с надувным днищем низкого давления из обычной лодочной ткани. Тут о жесткости airdack речи нет. Впрочем, по опыту пользователей, жесткость airdack вообще преувеличена.

Еще минус – неудобство килеватого надувного днища. Килеватость такая надувная лодка получает благодаря форме самого днища (скроенного и зафиксированного V-образно). Без настила стоять в такой лодке крайне неудобно (а если это днище низкого давления – невозможно). Нередко владельцы пытаются подыскать настил для такой лодки, что проблематично.

Наконец, особый тип – жесткое днище. Точнее, даже не днище, а корпус – волокнистопластиковый или металлический. У нас такие лодки официально классифицируют как жестконадувные моторные лодки, по международной классификации – жесткие непотопляемые моторные лодки с надувными бортами. Попросту – RIB (изначальная аббревиатура – RHIB – rigid-hulled inflatable boat). Главные достоинства – повышенные скоростные характеристики и мореходность. Эти надувные лодки официально признаны Международным водно-моторным союзом как гоночные. Впрочем, активно используют РИБы и для рыбалки (преимущественно – морской). Главным неудобством РИБов считается необходимость большого пространства для хранения и прицепа для перевозки. Но существуют РИБы складывающиеся (вдоль или поперек), РИБы с разборным секционным корпусом. Правда, такой корпус лишен палубной части (которую имеют обычные РИБы), остается только V-образное днище. Его неудобство без настила описано выше. К тому же, багажник не всякого легкового авто вместит даже компактный разборной РИБ. Причем любой РИБ гораздо дороже, чем «классическая» надувная моторная лодка сопоставимого размера и вместимости.

 

Тип днищевого настила


Настилы бывают реечные (сланевые) или сплошные. Гребные надувные лодки могут обходиться без настила. Но для моторных он обязателен (как минимум, чтобы обеспечить достаточную жесткость конструкции при движении под мотором). Исключение – разве что лодки airdack. Для моторных надувных лодок с обычным плоским днищем достаточно сланей. А моторные надувные лодки с надувным килем требуют сплошного настила.

Слани бывают из водостойкой фанеры, в идеале – ламинированной. Причем верхняя сторона должна ламинироваться рифленой («сетчатой») пленкой – для предотвращения скольжения; нижняя – гладкой, для минимизации истирания днища. Бывают слани из волокнистого пластика (обычно это стекловолокнистый пластик). Пластиковые слани (и сплошной настил) недостаточно прочны. Проблема устранима использованием более прочных пластиков или утолщением сланей. Первое – в разы дороже, второе – и утяжеляет, и удорожает настил сравнительно с водостойкой фанерой. Потому пластиковые настилы используют немногие производители надувных лодок.

Обычно слани укладывают каждую отдельно, фиксируя в «кармашках» на днище. Другой вариант – слани соединяются в так называемый днищевый коврик, который просто укладывается в лодку. Разные варианты днищевых ковриков известны с 1930-х, но не особо популярны. Они недостаточно жестко фиксируются; часто сдвигаются, нарушая геометрию лодки и создавая лишнее трение о днище и баллоны. Такого не происходит при традиционной укладке сланей. Учитывая это, очень ли значимо преимущество коврика – экономия 30-60 секунд на сборке-разборке лодки?

Иногда слани устанавливаются в специальный профиль, закрепленный по днищу вдоль бортов. Можно выбирать позицию сланей, передвигая их. Но это удобство обнуляется риском, что слани уйдут из-под ног в самый неподходящий момент.

Встречаются и модели, где слани вклеены  в двухслойное днище. Это позиционируют как чистейшее воплощение идеи лодки ролл-ап (roll-up) – лодки, которую можно скатать в рулон, не вынимая настила (и сэкономить минутку на разборке). Вообще, выделяют даже особую категорию – надувные лодки roll-up, обычно включая сюда сланевые лодки со стационарным транцем. Но практически любая надувная лодка с реечным настилом может быть скатана с ним, поэтому вписывается в эту категорию. Исключение – лодки с подвижным креплением сланей (не скатаешь из-за профиля). Но часты ли ситуации, когда действительно необходимо скатать лодку вместе с настилом?

Сплошной настил обязан быть достаточно жестким (его часто так и называют – жесткий пол). Бывает буквально сплошной настил – дюралюминовый, надувной. Либо сборной секционный жесткий настил – пластиковый или из водостойкой фанеры. Фанерный – пока лучший вариант из всех (и по надежности, и по удобству, и по стоимости).

О недостатках пластика сказано выше. Дюралюминовые настилы (обычно некорректно именуемые алюминиевыми) весьма дороги. Причем пока ни один производитель не представил достаточно прочный дюралюминовый настил. Увеличение толщины катастрофично увеличивает вес и стоимость. А существующие модели довольно легко деформируются даже от периодических подскоков лодки на волнах. Отрихтовать же согнувшийся настил до первоначального состояния практически никогда не удается. Кстати, бывают и дюралюминовые слани – они еще ненадежнее. Еще минус – под летним солнцем дюралюминовый настил накаляется. Отсутствие непосредственного контакта с водой (естественно!) мешает настилу охлаждаться достаточно, чтобы не создавать угрозы для вашей кожи и материала лодки.

Надувные настилы обычно позиционируют как легчайшие, но превосходно прочные и жесткие благодаря высокому давлению. С жесткостью – проблема. Лучшие надувные настилы – из того же спецматериала, что и днища airdack. Отсюда плюсы и минусы таких настилов. И «правильный» надувной настил весьма дорог. Но на рынке множество надувных настилов немного дешевле. А должны быть дешевле намного, поскольку – не из спецматериала, а  из обычного лодочного (в лучшем случае). Фактически, это недолговечные надувные матрасики, неспособные обеспечить достаточную жесткость. При этом все надувные настилы часто тоже именуют airdack, что, мягко говоря, некорректно.

Существует и настил-книжка. Внешне похож на сплошной сборной настил. Но тут секции соединены гибко, потому настил и складывается «книжкой» (точнее, «гармошкой»). О жесткости и надежной фиксации нет речи. По функциональности это аналог сланевого коврика. Потому надувные лодки с настилом-книжкой также зачисляют в «ролл-апы».

Тип настила значим для удобства. Например, если вам нужна надувная лодка для рыбалки, и предпочитаете рыбачить стоя. Удобнее, конечно, сплошной настил. Но, если количество и расположение сланей рассчитано правильно, то и в сланевой надувной лодке стоять достаточно удобно. И очевидно, что в лодке без настила стоять очень проблематично (что в обычной плоскодонке, что в лодке с V-образным надувным днищем).

 

Материал баллонов


Сразу – про многослойность. Она как показатель качества – живучий рекламный миф из 1980-х. Например, и сегодня многие считают: качественная надувная лодка – из пятислойного материала. Правда такова: по международному стандарту настоящие надувные лодки – только из многослойных лодочных материалов. Никак не из многослойных тентовых тканей, тем более – не из пленочных материалов. Многослойная лодочная ткань – это полотно-основа (корд), покрытое с обеих сторон теми или иными полимерами. Реально важны сочетаемость природы основы и покрытия (обуславливает адгезию, прочность соединения слоев), плотность плетения полотна-основы и конечная плотность лодочной ткани. Количество слоев в действительности ничего не говорит о качестве.

Есть два принципа производства многослойной ткани. Основа покрывается полимером либо размягченным до клееобразного состояния (например, расплавом), либо – через адгезивные прослойки (клеи или растворители). Кстати, самая «раскрученная» пятислойка – основа, с изнанки дважды покрытая неопреном, с лицевой стороны – неопреном и хайпалоном (см. ниже). Учитывая грунтующие слои (для улучшения адгезии с основой) и клеящие, рекламисты могут говорить минимум про семь слоев.

В любом случае, все слои должны соединиться практически монолитно. Поэтому на срезе качественной лодочной ткани (например, на латке из ремкомплекта) просматривается максимум три слоя – основа и двустороннее покрытие.

Основа – как правило, синтетическая полимерная. Но до сих пор некоторые делают морально устаревшие резиновые надувные лодки из материала с натуральным полотном (даже хлопчатобумажным). Полимерные основы – из полиэстеровых волокон, либо полиамидных (обычно это нейлон-6,6 – собственно нейлон, или нейлон-6 – капрон). Полиэстер кое-чем уступает нейлонам. Например, прочностью на изгиб. Но не уступает в этом материалам покрытий. Вообще, этот показатель вряд ли стоит брать в расчет, сравнивая разные надувные лодки (почему – скажем далее). По большинству же свойств полиэстер для лодочных тканей предпочтительнее. Так, он стабильнее при растяжении, ударопрочностью лучше вчетверо. Поэтому надувные лодки BARK из тканей с полиэстером.

Покрытие – пластомерное (пластики) либо эластомерное (то, что у нас привычно называют резинами). Из пластиков популярнейший поливинилхлорид (ПВХ). Из эластомеров лидеры по свойствам полиуретановые эластомеры и хлорсульфированный полиэтилен, известный как хайпалон (hypalon). Последний уступает полиуретану, но существенно дешевле. Потому полиуретановое покрытие – привилегия надувных лодок спецназначения. Хайпалон, впрочем, тоже недешев, поэтому обычно сочетается со сравнительно недорогим полихлоропреновым каучуком (неопреном). Заметим: изначально неопрен и хайпалон – торговые марки корпорации DuPont. Причем в 2010г. корпорация прекратила выпуск хайпалона. Но к тому моменту тысячи производителей выпускали свои «хайпалоны» разного качества. Наконец, все еще делаются надувные лодки из устаревших тканей с явно более слабыми резинами образца первой половины ХХв. Например, резиновые лодки из материала БЦК на основе бутилкаучука.

Есть еще термоэластопластики (при нагревании эластичны, как резины; остывая – восстанавливают свойства пластиков). Из полимеров, применяемых в лодочных тканях, к термоэластопластикам ближе всего современные модификации ПВХ. Он вообще чемпион по числу модификаций с заданными свойствами. Например, для баллонов надувных лодок  есть ПВХ, модифицированный полиуретаном, хайпалоном, эльвалоем (повышает прочность и добавляет эластичности). Из таких лодочных тканей делаются надувные лодки BARK.

Сейчас ПВХ – оптимальнейший вариант для надувных лодок. Если в 1990-х он некоторыми реально значимыми параметрами немного уступал хайпалону, то современные модификации лодочных ПВХ-тканей практически ликвидировали отставание. А по большинству существенных критериев (воздухонепроницаемость, стойкость к истиранию, к агрессивным средам, диапазон рабочих температур и т.д.) лодочные ПВХ-ткани и прежде равнялись хайпалоновым.

Оставшееся пока еще отставание касается стойкости к свету и ультрафиолету (близкие, но все же различающиеся показатели), прочности на раздир и изгибание. Насколько это существенно?

Если бы надувные лодки из обеих тканей одного цвета непрерывно (круглосуточно!) освещало экваториальное солнце, ПВХ поблек бы и ослабел в начале четвертого года, хайпалон – к концу.

Если к проколу надувной лодки продолжать прилагать одинаковую силу, то раздир хайпалоновой лодки будет короче на 2%. Притом прочность на разрыв (значит, и податливость проколу) обоих материалов равно высока.

Прочность на изгиб обуславливает, сколько раз можно сложить-разложить надувную лодку без трещин на сгибе. Если складывать-раскладывать лодку раз в день по тем же линиям сгиба, хайпалоновая надувная лодка выдержит 600 лет, лодка из самой простой ПВХ-ткани – 410 лет.

О практической значимости отличий судите сами. Причем самая дорогая лодочная ПВХ-ткань минимум вдвое дешевле качественной хайпалоновой.

Важно: правильная надувная лодка должна быть именно из лодочной ткани. Недопустима тентовая ткань, тем  более – пленочный материал. Тентовые многослойные ткани – это основа меньшей плотности плетения из менее прочных и стойких к влиянию среды волокон; менее стойкие модификации ПВХ, нанесенные меньшим числом слоев. Пленочные материалы – полимер без основы-корда. Пленочные надувные лодки допустимы, они официально относятся к надувным игрушкам. А «тентовые» надувные лодки – вне стандартов. При этом и те, и другие надувные лодки иногда рекламируют как настоящие надувные лодки для рыбалки.

Резиновая надувная лодка или ПВХ-лодка – что лучше? Очевидно, вы согласитесь: вышесказанное показывает преимущество надувных лодок из ПВХ-тканей. Свойства ПВХ-тканей и тканей с сильнейшими на сегодня эластомерами практически равны, но надувные ПВХ-лодки существенно дешевле. Впрочем, резиновые лодки из устаревших резин зачастую еще дешевле. Но долговечность, стойкость материала (по всем критериям) в разы ниже, чем у надувных ПВХ-лодок. К тому же, эластичность, которую иногда стереотипно считают необходимым свойством надувной лодки, избыточна и становится серьезным недостатком. Перепады температур в течение суток (и изменение давления в баллонах), даже сравнительно небольшие волны легко меняют геометрию такой лодки, и «классическая» резиновая лодка теряет ходовые качества



Фурнитура


Кроме качества материала и крепления, важны функциональность, эргономичность. Например, правильный привальный брус, опоясывающий борта, имеет явно выраженный «козырек»-брызгоотбойник. Поэтому этот профиль и защищает борта от ударов-трения (например, об опоры причала, о камыш), и существенно уменьшает забрызгивание кокпита. Привальный брус не обязателен, но очень желателен, особенно для моторной надувной лодки. Или – ручки. Их должно быть достаточно, они должны быть удобны для руки. В идеале – иметь дополнительную функциональность. Например, надувные лодки BARK оснащены ручками-кнехтами (удобно наматывать веревку, чтоб не путалась под ногами). Хороший пример оптимального оснащения фурнитурой – надувные лодки BARK.

Вообще, не стесняйтесь тщательно осмотреть, потрогать надувную лодку. Качество материалов, конечно, так не определишь. Но если есть грубые дефекты, они будут выявлены.



Пассажировместимость и грузоподъемность


Вроде, все просто: прикинуть, какую компанию и какой багаж вы планируете брать на борт. Но есть нюансы. База расчета пассажировместимости надувной лодки – 1 взрослый массой 75кг. Одно «взрослое» место «конвертируется» в двух детей до 7 лет. Грузоподъемность правильной надувной лодки больше расчетной массы пассажиров – с запасом на снаряжение, багаж. Притом, выбирая надувную лодку, учитывайте:
 

  • Если это моторная надувная лодка – часть грузоподъемности отбирает мотор, запас топлива или аккумулятор.
  • Удобнее, если загрузка лодки не более 70% максимально допустимой.
  • Реальную пассажировместимость обуславливают объем и масса багажа. Например, средний туристский рюкзак  «съедает» 1 место.



Тоже важно!


Необходимость госрегистрации. Одна и та же надувная лодка в одной стране может подлежать регистрации, в другой – нет. Например, в Украине гребная надувная лодка длиной не более 2,5м не подлежит госрегистрации. Но если на такой лодке предусмотрен навесной транец – регистрация обязательна. Любая моторная надувная лодка подлежит регистрации. (Подробнее о госрегистрации).

Дополнительные возможности. Если базовые гарантии практически одинаковы у всех производителей, то дополнительные возможности разнятся. Возможен ли тюнинг? Доступны ли дополнительные аксессуары, созданные под конкретные надувные лодки? Это немаловажно!

Особо важно – наличие Сертификата. Проверка этого – первое, что нужно сделать, когда наступил момент непосредственного выбора надувной лодки. Во многих странах обязателен Сертификат малого судна. Он выдается на каждую надувную лодку (с указанием ее модели и заводского номера) уполномоченным органом (классификационным обществом) страны, где произведена или продается надувная лодка. Например, надувные лодки BARK имеют Сертификаты малого судна Регистра судоходства Украины (эти же сертификаты действительны, например, в России, Беларуси, Казахстане). В разных странах свои особенности обязательной сертификации. Нужно знать, каковы они в стране, где вы планируете купить надувную лодку. С надувными лодками BARK в этом смысле легче – они сертифицированы соответственно местным требованиям во всех странах, куда официально поставляются.

Какую бы надувную лодку вы ни выбирали, если сертификата нет, или он без «мокрой» (не ксерокопированной) печати – остановитесь. И выбирайте другую надувную лодку.

Похожие статьи

Что вы знаете о лодках RIB BARK?
RIB расшифровывается как rigid inflatable boat, что означает жёсткая нaдувная лодкa. Эти практически непотопляемые моторные лодки с жестким днищем и надувными бортами – представители перспективного направления развития судоходства в мире....
Советы при выборе надувной лодки для рыбалки
При нынешней широте ассортимента лодок несложно ошибиться в принятии оптимального решения. Неправильный же выбор может принести с собой разочарование. В данной статье мы попробуем предоставить достаточно информации, необходимой для подбора модели...
Устройство лодочных моторов
Лодочные моторы – это двигатели, которые преобразуют электрическую энергию (или внутреннего сгорания) в повороты гребного винта. В зависимости от направления его движения надувные лодки движутся в ту или иную сторону. Чтобы сэкономить...
Назад