Ћодки

Информация

Назад

Надувные лодки: какие они бывают?

Фото по теме:

Есть много классификаций надувных лодок.  И не всегда ясно, чем руководствовались авторы классификации. Чтобы ничто не сбивало с толку, когда вы выбираете надувную лодку, полезно знать следующее.

Все надувные лодки, предназначенные для отдыха на воде (включая рыбалку, охоту), официальная международная классификация относит к прогулочным судам. По другой распространенной классификации – это лодки общего назначения. Иная категория – лодки специального назначения, используемые для профессиональных целей (например, спасателями и военными). Но, когда вы решаете купить надувную лодку, зачастую можете столкнуться с другой классификацией, популярной у многих продавцов и производителей.

Шлюпка. Или диньжи (англ. dinghy), или тендер. Вообще-то шлюпки – большая категория малых судов внутри класса лодок спецназначения. Шлюпки официально делят на спасательные и служебные – для осмотра, ремонта больших судов или сооружений на воде, а также для быстрого сообщения между большим судном и берегом (это и есть роль тендера).

Но с какого-то момента словом dinghy стали обозначать и небольшие надувные лодки. Сейчас, представляя надувные лодки как шлюпки, обычно подразумевают компактные (длиной около 2м) одно-, двухместные надувные лодки. И гребные, и моторные, но преимущественно плоскодонные. Такие надувные лодки хороши и для рыбалки, и для охоты, и просто для водной прогулки в одиночку. Это наиболее легкие, удобные в транспортировке лодки. Обычно такие надувные лодки либо вообще без днищевого настила, либо комплектуются сланями. Впрочем, ряд производителей, выделяя в ассортименте группу «шлюпки» (или «тендеры»), включают туда и трех-, четырехместные надувные лодки, гораздо длиннее 2м; не только плоскодонные, но и килевые надувные лодки со сплошным настилом. Так что категория «шлюпки» относительно надувных лодок очень размыта.

Спортивные надувные лодки. Таковыми немало продавцов и производителей называют тоже очень разные лодки. Как правило, это моторные надувные лодки со стационарным транцем. Независимо от габаритов, пассажировместимости, допустимой мощности двигателя.
 
Но строго говоря, под спортивными понимают гоночные моторные лодки, типы и классы которых четко нормированы (в частности, по конструкции, размерам, типу установки и мощности двигателя). Главные стандарты установлены Международным водно-моторным союзом (Union International Motonautique – UIM). Надувные моторные лодки, признанные UIM спортивными – RIB и тандеркэты. РИБам расписано 5 классов, тандеркэтам – 4 основных класса.

РИБы охарактеризованы здесь. Сейчас – о тандеркэтах, или запкэтах (thundercat, zapcat). Это транцевые катамараны так называемого туннельного типа – «нос» корпуса между выступающими вперед конусными концами баллонов служит антикрылом, сильно облегчая глиссирование. «Антикрылом» классическую конструкцию тандеркэтов усовершенствовала в 1984г. южноафриканская компания Gemini Marine, назвав детище Zapcat. Позже такими тандеркэтами занялась компания Aquarius (тоже ЮАР). На ее катамаранах установлены мировые рекорды скорости. В 2006г. четырехметровый тандеркэт с двигателем 50л.с. (стандарт UIM для этого класса) с пилотом и вторым членом экипажа (второй по правилам гонок необходим – для баланса) показал официальный рекорд скорости 103,35км/ч. Неофициально фиксировалась скорость 115км/ч. Выпускаются тандеркэты разных размеров и вместимости. Например, Aquarius предлагает 8-местную модель под двигатель 90л.с. Причем предлагается она как прогулочная надувная лодка.

А кроме моторных надувных спортивных лодок есть еще и гребные надувные рафты, каноэ, каяки включая байдарки (на территории бывшего СССР каяком привычно считают 1-2-местную лодку с характерным узким корпусом, если мест больше – байдарка; а вообще в мире все такие лодки называют каяками). Каноэ и каяки официально тоже делят на спортивные (подразумевается – гоночные) и туристские. Но надувные лодки этих типов – в ассортименте немногих продавцов.

В оправдание того, что многие продавцы и производители вольно трактуют категорию спортивных надувных лодок, можно сказать следующее. Есть немало неофициальных гонок надувных лодок. Такие гонки не зарегистрированы UIM или национальными водномотоспортивными организациями, но стали традиционными, имеют четкие правила. Зачастую на такие соревнования допускаются моторные надувные лодки более традиционных конструкций (кроме признанных UIM спортивными). Например, из модельного ряда BARK наиболее близки к спортивным моторные надувные лодки серии BN. Впрочем, и другие моторные надувные лодки BARK со стационарным транцем нередко успешно участвуют в неофициальных соревнованиях.

Рыбацкие надувные лодки. К ним относят практически любые гребные и моторные надувные лодки, которые еще не «назначили» шлюпками или спортивными. Иногда тот же перечень – надувные лодки для рыбалки – дублируют в дополнительной категории: надувные лодки для охоты.

По такому принципу в надувные лодки для рыбалки закономерно записать и надувные каяки, и РИБы. Чего не происходит. Хотя РИБы тоже используют для рыбалки. А если каяк как рыбацкая лодка вас удивляет, то вспомните народы, которые издавна используют лодки такой формы для рыбалки. Кстати, такое его применение сейчас довольно распространено, например, в США, некоторых западноевропейских странах.

Надувные лодки roll-up
. К ролл-ап относят надувные лодки, которые можно скатать рулоном, не вынимая настила. Но это допускает практически любая сланевая  надувная лодка. А сланевыми бывают очень разные лодки – гребные, моторные надувные лодки; разных размеров. Плюс – сюда же стали относить надувные лодки с надувным настилом. «Скатываемость» – неубедительное основание объединять такие разные надувные лодки в особую категорию.

Упомянем и пляжные надувные лодки. Единственная категория надувных лодок, где допустимы пленочные материалы. Честные производители таких лодок указывают их в ассортименте надувных игрушек. Но некоторые рекламируют их как настоящие надувные лодки для рыбалки. Потому-то и упоминаем этот тип надувных лодок – чтобы вы были бдительны! Поскольку настоящие надувные лодки должны иметь баллоны исключительно из лодочных многослойных материалов. В принципе, можно порыбачить и с пляжной надувной лодки. Но помните: использовать такие надувные лодки следует лишь вблизи берега, где глубина максимум по шею. И однозначно нельзя использовать пленочные надувные лодки как моторные (даже с самым маломощным мотором). Эти предостережения касаются и надувных лодок из тентовых тканей.

Наконец, нужно упомянуть надувные аэролодки. Строго говоря, надувные аэролодки (аэроглиссеры) – это глиссирующие лодки, изначально конструктивно «подогнанные» под конкретную силовую аэроустановку, которой их оснащает производитель. Но подходящим аэродвигателем можно оснастить и обычную надувную лодку, лишь бы хватило места на корме и транец выдержал бы. Такие надувные лодки тоже продаются как аэролодки. Весомое достоинство аэродвигателя – с ним надувная лодка пройдет любые подводные преграды (ведь нет деталей, выступающих ниже днища). «Готовые» надувные аэролодки приспособлены ходить даже по льду и снегу. Однако найти надувную аэролодку можно в ассортименте очень немногих продавцов. Поскольку аэродвигатель громоздок, тяжелее, прожорливее (при намного меньшем КПД) и дороже мотора с гребным винтом. Да и маневренность аэролодки хуже. Потому, хотя конструкция известна давно, надувная аэролодка остается товаром для немногих ценителей.

Вывод: иногда популярные классификации только запутывают. Потому-то мы делим надувные лодки BARK по конкретным существенным признакам. Наверняка вы согласитесь: решив купить надувную лодку, лучше ориентироваться на действительно значимые технические и сервисные характеристики. Выбирать именно ту надувную лодку, которая оптимально отвечает вашим потребностям и возможностям. Желаем вам иметь именно такую надувную лодку!
 

Похожие статьи

Какие существуют основные критерии по выбору сидений для лодки ПВХ?
Еще около 30 лет назад огромное количество плавсредств изготавливалось из резины. Это происходило до тех пор, пока производители не обнаружили такой более прочный и дешевый материал, как поливинилхлорид. Благодаря ему мы сейчас имеем невероятно...
Развеиваем мифы о надувных лодках из ПВХ-материала
В стремлении продать свой товар недобросовестные производители придумывают всевозможные неправдивые факты о лодках из ПВХ-материала. В результате этого Интернет пестрит всевозможными мифами о данном водном транспортном средстве, а неопытные...
Килеватость днища лодки ПВХ: что нужно знать?
Тип дна плавсредства обуславливает огромное количество нюансов, связанных с его управлением: Маневренность и устойчивость; Скорость при выходе в глиссирование; Сила толчков о волны в моменты приземления посудины на поверхность. Для того, чтобы...
Назад