Ћодки

Информация

Назад

Мотор надувной лодки: какой выбрать?

Фото по теме:

Выбирая мотор для лодки – в частности, для надувной лодки – подразумевают подвесной лодочный мотор.  При этом выбор происходит между двигателями внутреннего сгорания (попросту – бензиновыми) и электрическими аккумуляторными моторами. Однако даже однотипные моторы имеют существенные отличия. То, что кто-то сочтет «минусом» мотора, для другого – преимущество. Особенности бензиновых и электрических моторов описаны отдельно.  А здесь – о нюансах, важных при выборе любого мотора.

 

Правильная мощность
 

Это – первоочередное условие. Правильная – значит, оптимальная, чтобы удовлетворить ваши запросы к использованию лодки, притом обеспечить ее сохранность и вашу безопасность. Обычно, выбирая мотор для надувной лодки, оценивают максимальную допустимую мощность. И забывают о минимальной допустимой мощности.

Минимальная допустимая мощность – достаточная, чтобы надувная лодка с полной загрузкой смогла уверенно добраться, куда нужно, против ветра и течения максимальной силы, разрешенной для использования конкретной модели лодки. Не вдаваясь в детали методик расчета, минимально необходимая мощность – ¼  максимально допустимой.

Максимальная допустимая мощность мотора для надувной лодки рассчитывается по общепринятой методике. Базовый показатель – произведение длины надувной лодки на наибольшую ширину по транцу, а для лодок с навесным транцем – на ширину кормы. (Причем предполагается, что лодка сконструирована с правильным соотношением полной длины к ширине в самой широкой части. Это соотношение и приемлемые допуски определены из соображений обеспечения оптимальной остойчивости лодки и зафиксированы международным стандартом). Полученное произведение попадает в какой-то из диапазонов чисел, а для каждого диапазона рассчитана максимальная мощность мотора. Этот «базовый» максимум мощности оценивается с учетом прочностных характеристик конструкции лодки и при необходимости корректируется (обычно – уменьшается).

Результат – правильная максимально допустимая мощность мотора. Такая, чтобы надувная лодка могла двигаться с полной загрузкой на наибольшей скорости. Причем использование мотора этой мощности не создает угрозу разрушения лодки; сохраняется необходимый уровень безопасности экипажа, достаточная управляемость лодки.

Эту мощность нельзя путать с мощностью, необходимой, чтобы вывести надувную лодку с полной загрузкой на глиссирование. Но многие именно «глиссерную» мощность считают максимальной. Популярная формула расчета мощности для глиссера – максимальная загрузка делится на число, определяемое зависимо от конструкции лодки. Для лодок, сконструированных как глиссирующие (обычно – с достаточно плоским дном) – делитель 35, для водоизмещающих лодок с максимальной килеватостью – 20. Надувные лодки, как правило, имеют универсальный корпус, поэтому значение делителя в пределах 27-30. Как видите, не учитываются ни размеры лодки (значит – и ее остойчивость), ни прочность конструкции. Мощность, необходимая для глиссера с полной загрузкой, иногда может совпадать с максимальной мощностью, рассчитанной по международному стандарту. Но чаще первая заметно больше и влечет угрозу разрушения лодки. Ну а вторая – зачастую достаточна, чтобы надувная лодка вышла на глиссер даже с более чем половинной загрузкой. Например, моторная надувная лодка BARK BT-450S грузоподъемностью 800кг допускает использование мотора мощностью 30л.с. Этого достаточно, чтобы вывести эту лодку на глиссер с загрузкой 600кг (вес 5 пассажиров, мотора, канистры с 25л бензина, плюс 65кг багажа). 

Обычно в теххарактеристиках лодки указано одно значение мощности – максимально допустимое. Причем ответственные производители указывают правильную максимальную мощность (рассчитанную по международной стандартной методике). И на самом деле не беда, если такая мощность ниже рассчитанной для глиссера с полной загрузкой. Ведь в реальности с такой загрузкой режим глиссирования практически не используется. Поэтому правильной максимально допустимой мощности обычно достаточно для правильного глиссера. А правильное глиссирование – это когда корпус приподнят и лодка идет почти параллельно поверхности воды, касаясь ее сравнительно небольшой кормовой частью днища. Слишком круто поднятый корпус лодки – это, скорее, неправильное управление.

Но довольно часто указывается две мощности, причем одна называется «максимальной», другая – «рекомендованной». Как показывают специальные экспертизы и опыт обычных пользователей, зачастую в этом случае «максимальная» мощность предельна в буквальном смысле. Лодка выдерживает такую мощность мотора короткое время, затем следует разрушение конструкции. А вот «рекомендованная» мощность – оказывается именно той, безопасной, максимально допустимой.

Поэтому, если указано одно значение мощности мотора – учитывайте его (не превышайте!). По нему же определяйте минимальную необходимую мощность. Если же указаны «максимальная» и «рекомендованная» мощности, и нет уверенности, что производитель назначил «максимальной» правильную мощность – ориентируйтесь на «рекомендованную» величину.

Кстати, выбирая бензиновый мотор, уточняйте – какая именно мощность указана в качестве номинальной. Большинство производителей указывают мощность на винте (на гребном валу) – т.е., реальную выходную мощность. Но еще есть моторы, «номинал» которых указан по мощности на валу двигателя. В этом случае выходная мощность будет ниже заявленной из-за неизбежных потерь (например, в редукторе).

Кроме того, реальная выходная мощность (а точнее – тяговая сила) зависит и от конструкции винта. Поэтому известна дельная рекомендация: запастись винтами для разных режимов использования надувной лодки. Оптимальный набор винтов: скоростной винт (с наибольшим шагом лопастей, для минимальной загрузки); грузовой (наименьший шаг; под максимальную загрузку); универсальный (со средним шагом; для средней нагрузки, которая бывает чаще всего).

 
 

Где? Как? Для чего?


С этих слов начинаются многие вопросы, ответы на которые важны при выборе мотора для надувной лодки. Где будет плавать ваша надувная лодка – на спокойных водоемах или на водоемах с сильным течением и волнением? Нет ли на этих водоемах запрета на определенные типы двигателей? Как часто вам придется снимать мотор? Как планируете транспортировать вашу надувную лодку и мотор? Для чего преимущественно используете надувную лодку? Если для рыбалки – то какой способ рыбалки предпочитаете? Если для водных прогулок – то это преимущественно спокойные семейные прогулки или катание «с ветерком», да на глиссере?.. Ответив на такие вопросы, вы сможете легче определиться, какой тип мотора лучше для вас.

Например, если надувная лодка нужна вам прежде всего для рыбалки, и вы точно не планируете устанавливать рекорды скорости – может, оптимальным вариантом будет электрический мотор. Особенно – учитывая, что такие моторы легче, экологичнее и заметно дешевле бензиновых моторов. Лишь бы силы электромотора хватало с позиции минимальной необходимой мощности.

А если ваша надувная лодка требует даже по минимуму сравнительно большой мощности, либо вы желаете, чтобы моторная надувная лодка радовала вас довольно высокой скоростью и глиссированием – подходящую мощность пока дают только бензиновые моторы.

Кстати, о скорости и мощности. Казалось бы, с увеличением оборотов (значит – и потребляемой мощности) скорость растет прямо пропорционально. Так происходит, например, с автомобилем, движущимся по твердому грунту. Но для лодки это не работает. Почему? Авто движется по неизменно твердой поверхности. А надувная лодка с увеличением скорости создает все большую волну, трение и сопротивление движущей силе возрастает – и в какой-то момент скорость лодки падает. Потому, выбирая мотор для надувной лодки, стоит учитывать: мотор большей мощности не гарантирует выигрыш в скорости.

 

Винт гребной или воздушный


Объективности ради, нужно сказать: кроме классического подвесного мотора, надувная лодка может оснащаться и аэродвигателем. Его огромное преимущество обусловлено конструкцией. Поскольку аэродвигатель лишен деталей, выступающих ниже днища лодки, ему не страшны никакие подводные препятствия. Потому аэродвигатель – типичный атрибут лодок-«вездеходов». Например, производятся надувные аэроглиссеры, допускающие передвижение даже по снегу. Правда, такие лодки изначально комплектуются силовыми аэроустановками (сам двигатель, рама, защитная решетка, топливный бак, механизм управления). Основа силовой установки – разнообразные двигатели: от сравнительно маломощных, предназначенных для парамоторов и мотопарапланов, до автомобильных, конвертированных под воздушный винт; бензиновые или дизельные. Притом есть аэродвигатели, которыми при желании можно оснастить обычные надувные моторные лодки большинства моделей. Однако аэродвигатели используются гораздо реже, чем подвесные моторы с гребным винтом. Поскольку аэроустановка – весьма громоздкая конструкция. Аэродвигатель намного тяжелее и дороже равносильного подвесного бензинового мотора с гребным винтом. Расход топлива намного больше, КПД – намного ниже. И это не все минусы аэродвигателя. Потому-то для большинства пользователей надувных лодок гораздо удобнее и выгоднее подвесные моторы с гребным винтом. А что касается хождения по мелководью, подводным зарослям, топлякам – есть подвесные моторы-болотоходы.

Выбор мотора для вашей надувной лодки облегчит информация об особенностях различных бензиновых моторов  и электромоторов.

Похожие статьи

Какие существуют основные критерии по выбору сидений для лодки ПВХ?
Еще около 30 лет назад огромное количество плавсредств изготавливалось из резины. Это происходило до тех пор, пока производители не обнаружили такой более прочный и дешевый материал, как поливинилхлорид. Благодаря ему мы сейчас имеем невероятно...
Развеиваем мифы о надувных лодках из ПВХ-материала
В стремлении продать свой товар недобросовестные производители придумывают всевозможные неправдивые факты о лодках из ПВХ-материала. В результате этого Интернет пестрит всевозможными мифами о данном водном транспортном средстве, а неопытные...
Килеватость днища лодки ПВХ: что нужно знать?
Тип дна плавсредства обуславливает огромное количество нюансов, связанных с его управлением: Маневренность и устойчивость; Скорость при выходе в глиссирование; Сила толчков о волны в моменты приземления посудины на поверхность. Для того, чтобы...
Назад