Типов надувных лодок – по конструкции, назначению – великое множество. В любом случае, выбирая надувную лодку, стоит учитывать следующие базовые характеристики
Есть гребные надувные лодки, моторные надувные лодки и парусные. Последние, скорее, экзотика. Впрочем, при желании почти любая надувная лодка тюнингуется под парус. С лодками BARK такое проделывали успешно.
С гребными надувными лодками просто. Единственные нюансы – тип и качество весел и уключин. Традиционные весла (лопасть на цевье) неудобны для очень компактной одноместной лодки. Поэтому, например, надувная лодка BARK B-190 комплектуется веслами-гребками – тут они удобнее. Подробнее о качестве весел, уключин наших лодок – здесь.
Моторные надувные лодки обязательно имеют транец, навесной или стационарный. Строго говоря, надувные лодки с навесным транцем (для маломощных двигателей) традиционно классифицируются как гребные лодки. Поскольку навесной транец расценивается как дополнительная опция гребной надувной лодки. Хотите использовать сравнительно мощные моторы – выбирайте моторные надувные лодки только со стационарным транцем. (Кстати – про выбор мотора).
Важно: стационарный транец должен быть именно стационарным (неразъемным с лодкой). Существуют надувные лодки со съемными транцами, сделанными в форме стационарных. Фиксируются они по-разному, обычно вставляются в закрепленые на лодке профили-транцедержатели. Но это – съемный транец. Надувная лодка выдержит только маломощный мотор.
Транцы бывают из фанеры, пластика, алюминиевых сплавов (дюралюминов). По опыту пользователей, применяемые в нынешних надувных лодках пластиковые транцы недостаточно прочны, дюралюминовые – легко гнутся. Поэтому оптимальной остается надувная лодка с транцем из правильной фанеры – водостойкой (никак не влагостойкой!). Водостойкая фанера склеена водонерастворимой бакелитовой смолой. Влагостойкая – водорастворимыми клеями. Выбирая надувную лодку, уточните, какая использована фанера.
«Классические» надувные лодки имеют либо плоское днище, либо килеватое (килевое, V-образное). Килеватое – зачастую лишь у моторных лодок. Плоскодонные надувные лодки нередко предпочитают, если предполагается хождение на мелководье, поскольку традиционно считается: осадка плоскодонок меньше. Справедливо лишь для жесткокорпусных лодок. А осадка равных размерами, весом плоскодонных и килевых надувных лодок мало отличается. Вообще надувные лодки имеют гораздо меньшую осадку, чем жесткокорпусные.
И плоские, и килеватые днища могут быть сделаны из одного слоя лодочной ткани (килеватость в этом случае обеспечивает надувной киль, закрепленный изнутри вдоль днища). Плотность ткани стартует от 1000г/м2, но оптимально – 1100г/м2. Причем килевые днища обязательно должны иметь защитный профиль-молдинг вдоль киля. И очень желательны дополнительные защитные молдинги вдоль швов днища с бортами (защита днища от лишнего трения при вытаскивании лодки на берег, перевозке на прицепе). Такие надувные лодки редки. Но моторные надувные лодки BARK оснащены такими молдингами.
Другой вариант – надувные днища. С 1920-х известны надувные днища низкого давления. К 1980-м появился материал, позволивший делать надувные днища высокого давления, широко известные как airdeck (эйр-дэк). Два слоя лодочной ткани соединяются нитями-тягами (поэтому конструкция выдерживает повышенное давление); «бутерброд» герметизируется по периметру. Длина нитей определяет толщину накачанного днища. Такое днище обеспечивает жесткость, потому лодка не нуждается в настиле, становится легче. Еще – хорошая теплоизоляция (на холодной воде ногам в лодке теплее). Это – рекламируемые плюсы.
Теперь – минусы. Нити-тяги со временем рвутся. К тому же, находясь под высоким давлением, материал чувствительнее к истиранию, легче поддается проколу. По опыту пользователей, функциональности такого надувного днища при активной эксплуатации хватает на пару сезонов. Восстановлению оно не подлежит. Притом надувные лодки airdack дороже лодок с традиционным днищем (спецматериал довольно дорог).
При этом нужно учитывать: есть немало лодок с надувным днищем низкого давления из обычной лодочной ткани. Тут о жесткости airdack речи нет. Впрочем, по опыту пользователей, жесткость airdack вообще преувеличена.
Еще минус – неудобство килеватого надувного днища. Килеватость такая надувная лодка получает благодаря форме самого днища (скроенного и зафиксированного V-образно). Без настила стоять в такой лодке крайне неудобно (а если это днище низкого давления – невозможно). Нередко владельцы пытаются подыскать настил для такой лодки, что проблематично.
Наконец, особый тип – жесткое днище. Точнее, даже не днище, а корпус – волокнистопластиковый или металлический. У нас такие лодки официально классифицируют как жестконадувные моторные лодки, по международной классификации – жесткие непотопляемые моторные лодки с надувными бортами. Попросту – RIB (изначальная аббревиатура – RHIB – rigid-hulled inflatable boat). Главные достоинства – повышенные скоростные характеристики и мореходность. Эти надувные лодки официально признаны Международным водно-моторным союзом как гоночные. Впрочем, активно используют РИБы и для рыбалки (преимущественно – морской). Главным неудобством РИБов считается необходимость большого пространства для хранения и прицепа для перевозки. Но существуют РИБы складывающиеся (вдоль или поперек), РИБы с разборным секционным корпусом. Правда, такой корпус лишен палубной части (которую имеют обычные РИБы), остается только V-образное днище. Его неудобство без настила описано выше. К тому же, багажник не всякого легкового авто вместит даже компактный разборной РИБ. Причем любой РИБ гораздо дороже, чем «классическая» надувная моторная лодка сопоставимого размера и вместимости.
Настилы бывают реечные (сланевые) или сплошные. Гребные надувные лодки могут обходиться без настила. Но для моторных он обязателен (как минимум, чтобы обеспечить достаточную жесткость конструкции при движении под мотором). Исключение – разве что лодки airdack. Для моторных надувных лодок с обычным плоским днищем достаточно сланей. А моторные надувные лодки с надувным килем требуют сплошного настила.
Слани бывают из водостойкой фанеры, в идеале – ламинированной. Причем верхняя сторона должна ламинироваться рифленой («сетчатой») пленкой – для предотвращения скольжения; нижняя – гладкой, для минимизации истирания днища. Бывают слани из волокнистого пластика (обычно это стекловолокнистый пластик). Пластиковые слани (и сплошной настил) недостаточно прочны. Проблема устранима использованием более прочных пластиков или утолщением сланей. Первое – в разы дороже, второе – и утяжеляет, и удорожает настил сравнительно с водостойкой фанерой. Потому пластиковые настилы используют немногие производители надувных лодок.
Обычно слани укладывают каждую отдельно, фиксируя в «кармашках» на днище. Другой вариант – слани соединяются в так называемый днищевый коврик, который просто укладывается в лодку. Разные варианты днищевых ковриков известны с 1930-х, но не особо популярны. Они недостаточно жестко фиксируются; часто сдвигаются, нарушая геометрию лодки и создавая лишнее трение о днище и баллоны. Такого не происходит при традиционной укладке сланей. Учитывая это, очень ли значимо преимущество коврика – экономия 30-60 секунд на сборке-разборке лодки?
Иногда слани устанавливаются в специальный профиль, закрепленный по днищу вдоль бортов. Можно выбирать позицию сланей, передвигая их. Но это удобство обнуляется риском, что слани уйдут из-под ног в самый неподходящий момент.
Встречаются и модели, где слани вклеены в двухслойное днище. Это позиционируют как чистейшее воплощение идеи лодки ролл-ап (roll-up) – лодки, которую можно скатать в рулон, не вынимая настила (и сэкономить минутку на разборке). Вообще, выделяют даже особую категорию – надувные лодки roll-up, обычно включая сюда сланевые лодки со стационарным транцем. Но практически любая надувная лодка с реечным настилом может быть скатана с ним, поэтому вписывается в эту категорию. Исключение – лодки с подвижным креплением сланей (не скатаешь из-за профиля). Но часты ли ситуации, когда действительно необходимо скатать лодку вместе с настилом?
Сплошной настил обязан быть достаточно жестким (его часто так и называют – жесткий пол). Бывает буквально сплошной настил – дюралюминовый, надувной. Либо сборной секционный жесткий настил – пластиковый или из водостойкой фанеры. Фанерный – пока лучший вариант из всех (и по надежности, и по удобству, и по стоимости).
О недостатках пластика сказано выше. Дюралюминовые настилы (обычно некорректно именуемые алюминиевыми) весьма дороги. Причем пока ни один производитель не представил достаточно прочный дюралюминовый настил. Увеличение толщины катастрофично увеличивает вес и стоимость. А существующие модели довольно легко деформируются даже от периодических подскоков лодки на волнах. Отрихтовать же согнувшийся настил до первоначального состояния практически никогда не удается. Кстати, бывают и дюралюминовые слани – они еще ненадежнее. Еще минус – под летним солнцем дюралюминовый настил накаляется. Отсутствие непосредственного контакта с водой (естественно!) мешает настилу охлаждаться достаточно, чтобы не создавать угрозы для вашей кожи и материала лодки.
Надувные настилы обычно позиционируют как легчайшие, но превосходно прочные и жесткие благодаря высокому давлению. С жесткостью – проблема. Лучшие надувные настилы – из того же спецматериала, что и днища airdack. Отсюда плюсы и минусы таких настилов. И «правильный» надувной настил весьма дорог. Но на рынке множество надувных настилов немного дешевле. А должны быть дешевле намного, поскольку – не из спецматериала, а из обычного лодочного (в лучшем случае). Фактически, это недолговечные надувные матрасики, неспособные обеспечить достаточную жесткость. При этом все надувные настилы часто тоже именуют airdack, что, мягко говоря, некорректно.
Существует и настил-книжка. Внешне похож на сплошной сборной настил. Но тут секции соединены гибко, потому настил и складывается «книжкой» (точнее, «гармошкой»). О жесткости и надежной фиксации нет речи. По функциональности это аналог сланевого коврика. Потому надувные лодки с настилом-книжкой также зачисляют в «ролл-апы».
Тип настила значим для удобства. Например, если вам нужна надувная лодка для рыбалки, и предпочитаете рыбачить стоя. Удобнее, конечно, сплошной настил. Но, если количество и расположение сланей рассчитано правильно, то и в сланевой надувной лодке стоять достаточно удобно. И очевидно, что в лодке без настила стоять очень проблематично (что в обычной плоскодонке, что в лодке с V-образным надувным днищем).
Сразу – про многослойность. Она как показатель качества – живучий рекламный миф из 1980-х. Например, и сегодня многие считают: качественная надувная лодка – из пятислойного материала. Правда такова: по международному стандарту настоящие надувные лодки – только из многослойных лодочных материалов. Никак не из многослойных тентовых тканей, тем более – не из пленочных материалов. Многослойная лодочная ткань – это полотно-основа (корд), покрытое с обеих сторон теми или иными полимерами. Реально важны сочетаемость природы основы и покрытия (обуславливает адгезию, прочность соединения слоев), плотность плетения полотна-основы и конечная плотность лодочной ткани. Количество слоев в действительности ничего не говорит о качестве.
Есть два принципа производства многослойной ткани. Основа покрывается полимером либо размягченным до клееобразного состояния (например, расплавом), либо – через адгезивные прослойки (клеи или растворители). Кстати, самая «раскрученная» пятислойка – основа, с изнанки дважды покрытая неопреном, с лицевой стороны – неопреном и хайпалоном (см. ниже). Учитывая грунтующие слои (для улучшения адгезии с основой) и клеящие, рекламисты могут говорить минимум про семь слоев.
В любом случае, все слои должны соединиться практически монолитно. Поэтому на срезе качественной лодочной ткани (например, на латке из ремкомплекта) просматривается максимум три слоя – основа и двустороннее покрытие.
Основа – как правило, синтетическая полимерная. Но до сих пор некоторые делают морально устаревшие резиновые надувные лодки из материала с натуральным полотном (даже хлопчатобумажным). Полимерные основы – из полиэстеровых волокон, либо полиамидных (обычно это нейлон-6,6 – собственно нейлон, или нейлон-6 – капрон). Полиэстер кое-чем уступает нейлонам. Например, прочностью на изгиб. Но не уступает в этом материалам покрытий. Вообще, этот показатель вряд ли стоит брать в расчет, сравнивая разные надувные лодки (почему – скажем далее). По большинству же свойств полиэстер для лодочных тканей предпочтительнее. Так, он стабильнее при растяжении, ударопрочностью лучше вчетверо. Поэтому надувные лодки BARK из тканей с полиэстером.
Покрытие – пластомерное (пластики) либо эластомерное (то, что у нас привычно называют резинами). Из пластиков популярнейший поливинилхлорид (ПВХ). Из эластомеров лидеры по свойствам полиуретановые эластомеры и хлорсульфированный полиэтилен, известный как хайпалон (hypalon). Последний уступает полиуретану, но существенно дешевле. Потому полиуретановое покрытие – привилегия надувных лодок спецназначения. Хайпалон, впрочем, тоже недешев, поэтому обычно сочетается со сравнительно недорогим полихлоропреновым каучуком (неопреном). Заметим: изначально неопрен и хайпалон – торговые марки корпорации DuPont. Причем в 2010г. корпорация прекратила выпуск хайпалона. Но к тому моменту тысячи производителей выпускали свои «хайпалоны» разного качества. Наконец, все еще делаются надувные лодки из устаревших тканей с явно более слабыми резинами образца первой половины ХХв. Например, резиновые лодки из материала БЦК на основе бутилкаучука.
Есть еще термоэластопластики (при нагревании эластичны, как резины; остывая – восстанавливают свойства пластиков). Из полимеров, применяемых в лодочных тканях, к термоэластопластикам ближе всего современные модификации ПВХ. Он вообще чемпион по числу модификаций с заданными свойствами. Например, для баллонов надувных лодок есть ПВХ, модифицированный полиуретаном, хайпалоном, эльвалоем (повышает прочность и добавляет эластичности). Из таких лодочных тканей делаются надувные лодки BARK.
Сейчас ПВХ – оптимальнейший вариант для надувных лодок. Если в 1990-х он некоторыми реально значимыми параметрами немного уступал хайпалону, то современные модификации лодочных ПВХ-тканей практически ликвидировали отставание. А по большинству существенных критериев (воздухонепроницаемость, стойкость к истиранию, к агрессивным средам, диапазон рабочих температур и т.д.) лодочные ПВХ-ткани и прежде равнялись хайпалоновым.
Оставшееся пока еще отставание касается стойкости к свету и ультрафиолету (близкие, но все же различающиеся показатели), прочности на раздир и изгибание. Насколько это существенно?
Если бы надувные лодки из обеих тканей одного цвета непрерывно (круглосуточно!) освещало экваториальное солнце, ПВХ поблек бы и ослабел в начале четвертого года, хайпалон – к концу.
Если к проколу надувной лодки продолжать прилагать одинаковую силу, то раздир хайпалоновой лодки будет короче на 2%. Притом прочность на разрыв (значит, и податливость проколу) обоих материалов равно высока.
Прочность на изгиб обуславливает, сколько раз можно сложить-разложить надувную лодку без трещин на сгибе. Если складывать-раскладывать лодку раз в день по тем же линиям сгиба, хайпалоновая надувная лодка выдержит 600 лет, лодка из самой простой ПВХ-ткани – 410 лет.
О практической значимости отличий судите сами. Причем самая дорогая лодочная ПВХ-ткань минимум вдвое дешевле качественной хайпалоновой.
Важно: правильная надувная лодка должна быть именно из лодочной ткани. Недопустима тентовая ткань, тем более – пленочный материал. Тентовые многослойные ткани – это основа меньшей плотности плетения из менее прочных и стойких к влиянию среды волокон; менее стойкие модификации ПВХ, нанесенные меньшим числом слоев. Пленочные материалы – полимер без основы-корда. Пленочные надувные лодки допустимы, они официально относятся к надувным игрушкам. А «тентовые» надувные лодки – вне стандартов. При этом и те, и другие надувные лодки иногда рекламируют как настоящие надувные лодки для рыбалки.
Резиновая надувная лодка или ПВХ-лодка – что лучше? Очевидно, вы согласитесь: вышесказанное показывает преимущество надувных лодок из ПВХ-тканей. Свойства ПВХ-тканей и тканей с сильнейшими на сегодня эластомерами практически равны, но надувные ПВХ-лодки существенно дешевле. Впрочем, резиновые лодки из устаревших резин зачастую еще дешевле. Но долговечность, стойкость материала (по всем критериям) в разы ниже, чем у надувных ПВХ-лодок. К тому же, эластичность, которую иногда стереотипно считают необходимым свойством надувной лодки, избыточна и становится серьезным недостатком. Перепады температур в течение суток (и изменение давления в баллонах), даже сравнительно небольшие волны легко меняют геометрию такой лодки, и «классическая» резиновая лодка теряет ходовые качества
Кроме качества материала и крепления, важны функциональность, эргономичность. Например, правильный привальный брус, опоясывающий борта, имеет явно выраженный «козырек»-брызгоотбойник. Поэтому этот профиль и защищает борта от ударов-трения (например, об опоры причала, о камыш), и существенно уменьшает забрызгивание кокпита. Привальный брус не обязателен, но очень желателен, особенно для моторной надувной лодки. Или – ручки. Их должно быть достаточно, они должны быть удобны для руки. В идеале – иметь дополнительную функциональность. Например, надувные лодки BARK оснащены ручками-кнехтами (удобно наматывать веревку, чтоб не путалась под ногами). Хороший пример оптимального оснащения фурнитурой – надувные лодки BARK.
Вообще, не стесняйтесь тщательно осмотреть, потрогать надувную лодку. Качество материалов, конечно, так не определишь. Но если есть грубые дефекты, они будут выявлены.
Вроде, все просто: прикинуть, какую компанию и какой багаж вы планируете брать на борт. Но есть нюансы. База расчета пассажировместимости надувной лодки – 1 взрослый массой 75кг. Одно «взрослое» место «конвертируется» в двух детей до 7 лет. Грузоподъемность правильной надувной лодки больше расчетной массы пассажиров – с запасом на снаряжение, багаж. Притом, выбирая надувную лодку, учитывайте:
Необходимость госрегистрации. Одна и та же надувная лодка в одной стране может подлежать регистрации, в другой – нет. Например, в Украине гребная надувная лодка длиной не более 2,5м не подлежит госрегистрации. Но если на такой лодке предусмотрен навесной транец – регистрация обязательна. Любая моторная надувная лодка подлежит регистрации. (Подробнее о госрегистрации).
Дополнительные возможности. Если базовые гарантии практически одинаковы у всех производителей, то дополнительные возможности разнятся. Возможен ли тюнинг? Доступны ли дополнительные аксессуары, созданные под конкретные надувные лодки? Это немаловажно!
Особо важно – наличие Сертификата. Проверка этого – первое, что нужно сделать, когда наступил момент непосредственного выбора надувной лодки. Во многих странах обязателен Сертификат малого судна. Он выдается на каждую надувную лодку (с указанием ее модели и заводского номера) уполномоченным органом (классификационным обществом) страны, где произведена или продается надувная лодка. Например, надувные лодки BARK имеют Сертификаты малого судна Регистра судоходства Украины (эти же сертификаты действительны, например, в России, Беларуси, Казахстане). В разных странах свои особенности обязательной сертификации. Нужно знать, каковы они в стране, где вы планируете купить надувную лодку. С надувными лодками BARK в этом смысле легче – они сертифицированы соответственно местным требованиям во всех странах, куда официально поставляются.
Какую бы надувную лодку вы ни выбирали, если сертификата нет, или он без «мокрой» (не ксерокопированной) печати – остановитесь. И выбирайте другую надувную лодку.